РОСТО (ДОСААФ) ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
М.А ПАНИКАХИ.
![]() |
Для многих волгоградских парней, первой ступенькой к осуществлению мечты стала Волгоградская образцовая морская школа РОСТО (ДОСААФ) имени Героя Советского Союза М.А. Паникахи. Шестнадцать тысяч призывников приобрели здесь флотские военно-учетные специальности моториста и специалиста дизель-генераторов надводных кораблей. Каждый год пополняя ряды Военно-морского флота с достоинством и честью выполняют свой долг по защите Отечества.
Архив школы хранит многочисленные благодарственные письма командиров частей и кораблей в адрес руководства и педагогического состава школы за качественную подготовку будущих военных моряков. Среди выпускников немало тех, кто посвятил свою жизнь служению Военно-морскому флоту. Офицерами, мичманами, старшинами и матросами контрактной службы бороздят они моря и океаны на боевых кораблях охраняя священные рубежи нашего Отечества.
Более тридцати пяти тысяч человек в стенах Волгоградской морской школы овладели массовыми техническими профессиями. В настоящее время здесь проводится профессиональная подготовка по специальностям телеграфист, моторист трюмный, судоводитель-судомеханик мощностью до 149 л.с, судоводитель-судомеханик судов мощностью свыше 149 л.с, моторист-рулевой, водолаз третьего класса третьей группы специализации, машинист компрессорных установок, крановщик плавательного крана, водитель автомобиля категории «В» и подготовка по дополнительному образованию по подготовке по борьбе за живучесть надводного корабля. На ведение образовательной деятельности по всем специальностям имеется лицензия. Учебно-материальная база в полном объеме соответствует предъявляемым требованиям.
... В структуре оборонного Общества страны, Волгоградская морская школа создана приказом председателя ЦК ДОСААФ СССР 29 апреля 1970 года. Для ее размещения было выделено два цокольных помещения жилых домов. Перед коллективом школы поставлена задача – начать подготовку мотористов кораблей Военно-морского флота и электромехаников инженерных войск Советской Армии.
Первым начальником учебной организации стал капитан второго ранга
И.Л. Филиппов. Под его руководством, педагогический состав и обслуживающий персонал за считанные месяцы оборудовал учебные классы и полигоны для проведения занятий по военно-учетным специальностям. Уже через полгода был сделан первый набор курсантов, которые пройдя вневойсковую подготовку пополнили ряды Вооруженных Сил военно-обученными специалистами.
С 1972 года морская школа стала проводить подготовку призывников только по морскому профилю. В середине семидесятых годов прошлого столетия Волгоградскую морскую школу ДОСААФ возглавил капитан второго ранга В.С. Григор. Этот период характеризуется новым этапом в развитии и становлении учебной организации, значительным улучшением качества обучения и воспитания курсантов. Классы оснащаются техническими средствами, приборами, электрифицированными стендами и наглядными пособиями. Уклад жизни и учебы завтрашних матросов приближен к корабельному , установлен четкий и строгий распорядок дня, введены правила взаимоотношений согласно требованиям общевоинских и корабельного уставов.
В 1981 году Волгоградская морская школа меняет адрес своей прописки и перемещается в новое здание Дома военно-технического обучения, где базируется до настоящего времени.
Коллективу, которым к тому времени руководил капитан второго ранга Д.А. Николаенко, пришлось начинать буквально все с нуля. И все без исключения сотрудники и курсанты с боевым настроем, вводили в строй материально-техническое оборудование. Из их числа создавались бригады, которые оборудовали учебные места в полном соответствии с требованиями программы обучения, инструкциями и наставлениями. Не считаясь с личным временем и выходными днями трудились преподаватели и мастера производственного обучения Н.Н. Ермаков. П.В. Шабанов, В.Е. Михин, Н.А. Косенков, А.И. Восковский и другие.
Общими усилиями в полном объеме была создана образцовая учебно-материальная база, позволяющая с высоким качеством продолжать подготовку специалистов для флота.
В 1983 году начальником Волгоградской морской школы назначается капитан второго ранга В.Н. Бакланов. Офицер-подводник хорошо знал проблемы флота и понимал цену заблаговременной подготовки призывной молодежи к военной службе. Двадцать лет стоял он на капитанском мостике учебной организации. Эти два десятилетия стали новой вехой в славной истории школы. Постоянный творческий поиск новых путей улучшения учебного и воспитательного процесса, методической работы, развития материально-технической базы стали основополагающими в деятельности школы. Костяк педагогического коллектива составили офицеры и мичманы запаса, на собственной практике знающие цену флотской службы, которые кропотливо учили своих воспитанников премудростям военно-учетной специальности. Щедро передавали парням мечтающим о военно-морской службе свой богатый опыт преподаватели и мастера производственного обучения капитан второго ранга запаса Л.Н. Жуликов, подполковник запаса Л.А. Ардашев, капитаны третьего ранга запаса В.Б. Соколов и М.Л. Маланин. Их высокая методическая подготовка,требовательность, умение продуманно спланировать и провести занятия позволили значительно активизировать познавательную деятельность курсантов, вызвать у них еще больший интерес к будущей флотской специальности. В конечном итоге, из школы выпускались отлично подготовленные мотористы кораблей, желающие служить на флоте и получившие для этого необходимую подготовку.
Учитывая высокие требования к подготовке флотских специалистов, преподаватели и мастера производственного обучения систематически своими силами обновляли учебное оборудование, изготавливали наглядные пособия, действующие макеты и механизмы. В результате этого, с большой эффективностью стали функционировать кабинеты военно-морского дела и общевойсковой подготовки, классы и полигоны по борьбе за живучесть корабля, водолазной подготовки, двигателей внутреннего сгорания, спортивный зал и другие учебные места. Важным событием этого периода времени стало открытие водной станции и приобретение необходимого количества плавсредств, что позволило уделять должное внимание отработке курсантами практических навыков по специальности непосредственно на корабле.
Кроме того, руководство и инструкторско-преподавательский состав стремились не только обучить призывников военно-учетной специальности, но и воспитать из них настоящих моряков. В свое время, адмирал С.О. Макаров говорил: «Кто не ходил под парусами, тот не моряк». И действительно, только испытав тяжесть весла и упругость паруса, можно считаться моряком. Поэтому курсанты регулярно совершали походы на шлюпках, ялах по Волге и Азовскому морю. Участвуя в них парни мужали, набирались сил, учились противостоять водной стихии, проявлять взаимовыручку и товарищество, короче - воспитывали те качества и приобретали знания, необходимые каждому моряку.
Школа в полный голос заявила о себе и прочно вышла на передовые позиции в системе добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Свидетельством служит знак ЦК ДОСААФ «За активную работу», врученный учебной организации за высокие показатели в решении оборонных задач.
С опытом работы Волгоградской морской школы по подготовке молодежи к службе на флоте неоднократно знакомились военные делегации Германии, Польши, Болгарии, Венгрии, Кубы и других государств.
В 2003 году школу возглавил полковник Н.В. Волчанский. Учебная организация, как и раньше уверенно держала лидирующие позиции в структуре РОСТО (ДОСААФ) по подготовке специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации и кадров массовых технических профессий для нужд народного хозяйства.
Ныне Волгоградской морской школой РОСТО (ДОСААФ) руководит Н.В. Котов, который продолжает добрые традиции своих предшественников. Особое внимание уделяется знаниям, педагогическому и методическому мастерству преподавателей и мастеров производственного обучения, так как именно от них зависит качество подготовки завтрашних специалистов. Для этого используются различные формы методической работы как коллективные, так и индивидуальные. Регулярно проходят инструктивно-методические занятия с целью подготовки преподавательского состава по наиболее сложным темам учебных программ. Систематически проводятся открытые и показательные занятия для всего обучающего состава с последующим их детальным разбором. Вопросы связанные с улучшением процесса обучения и воспитания курсантов регулярно рассматриваются на заседаниях педагогического совета. Работниками школы подготовлены многочисленные методические разработки, составлены различные инструктивные карты проведения практических занятий и тренировок по специальностям. Их ценность состоит в том, что они отражают личный опыт педагогов в проведении обучения курсантов и передаются в форме рекомендаций для использования в работе другими преподавателями и мастерами производственного обучения.
Как известно, патриотами Родины не рождаются, ими становятся в процессе правильно организованной воспитательной работы. Ее основу в Волгоградской морской школе составляет военно-патриотическое воспитание курсантов, в процессе которого призывникам разъясняются задачи по укреплению обороноспособности государства, требования законов РФ «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», прививаются патриотические чувства к Отечеству и готовности к его защите, пропагандируется героическое прошлое Российского государства, боевые традиции армии, флота, ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО.
С этой целью используются многообразные формы, методы и средства воспитания.
Знакомство курсантов с морской школой начинается с урока Мужества у стендов и экспозиций, посвященных морскому пехотинцу М.А. Паникахе. Здесь, в торжественной тишине, идет разговор о славных традициях Военно-морского флота, подвигах моряков в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Курсанты слушают слова ветеранов войны и военной службы и перед их мысленным взором встают картины суровых боев за честь и независимость Родины. Одним из ярчайших примеров мужества является бессмертный подвиг матроса М.А. Паникахи, чье имя носит морская школа.
... Второго февраля 1942 года в районе Сталинградского завода «Красный Октябрь» шли ожесточенные бои. Взвод морской пехоты держал оборону. На позиции советских бойцов двигалось семь немецко-фашистких танков с автоматчиками. Силы были неравными. Враг имея численное превосходство, рвался вперед. Несколько танков шли на окоп, в котором находился матрос Паникаха. В бою он израсходовал все гранаты. Осталось лишь две бутылки с зажигательной смесью. Высунувшись из окопа, он размахнулся, чтобы метнуть их в цель. И в этот момент, немецкая пуля пробила поднятую над головой самодельную зажигательную бомбу. Матрос вспыхнул. Но в его сознании была только одна мысль – уничтожить вражеский танк любой ценой. Объятый пламенем, Паникаха выскочил из окопа, подбежал к фашистскому танку и ударил второй, оставшейся целой бутылкой с зажигательной смесью по решетке моторного отсека. Произошел взрыв. Горящая фигура матроса живым факелом бросилась на танк и скрылась в пламени. Фашистская бронированная машина была уничтожена. Воодушевленные подвигом своего товарища, краснофлотцы отбросили врага от занимаемых позиций,вражеские танки не прошли...
Указом Президиума Верховного Совета СССР М.А. Паникахе присвоено звание Героя Советского Союза.
Большое эмоциональное воздействие на призывников оказывает торжественное посвящение в курсанты. На него приглашаются ветераны Военно-морского флота, выпускники морской школы, прошедшие флотскую службу, родители нынешних курсантов. Зачитывается приказ начальника школы о зачислении призывников курсантами. Будущим матросам даются напутствия приумножать славные традиции морской школы, приобретать хорошую морскую выучку, проявлять настойчивость в освоении военно-учетной специальности. Это настраивает парней на добросовестную учебу.
При осуществлении военно-патриотической работы, самое серьезное внимание уделяется воспитанию курсантов на героических примерах защитников Родины. Прикосновение к подвигу участников войны не проходит бесследно для молодежи, готовящейся к военной службе, зажигает их сердца гордостью за легендарное прошлое Отечества. Нередко в морской школе проходят встречи поколений, тематические мероприятия, уроки Мужества, на которые приглашаются фронтовики и где ведется принципиальный разговор о служебном долге, героизме, мужестве, матросском и войсковом товариществе.
Самое активное участие в военно-патриотическом воспитании курсантов принимают члены городского совета ветеранов Военно-морского флота, который возглавляет В.Н. Бакланов. Они организуют встречи с героями войны, участниками боевых действий, военными моряками. В разные годы перед курсантами школы выступали Герой Советского Союза А.В. Райкунов, полный кавалер ордена Славы А.И. Восковский, капитаны первого ранга в отставке Г.И. Захаров и Н.И. Максимов и многие другие заслуженные люди.
Хорошим и испытанным средством достижения высоких результатов является соревнование. Оно помогает раскрыть в курсанте его возможности – смекалку, настойчивость в достижении поставленной цели, творчество. Каждый курсант принимает на время обучения обязательства, результаты которых еженедельно подводятся на собраниях учебной группы. Разбираются вопросы учебы, дисциплины, общественной работы. А все учебные группы участвуют в общешкольном соревновании за право получить переходящий приз имени Героя Советского Союза В.Г. Миловатского, который вручается в конце периода обучения лучшей группе.
В.Г. Миловатский в довоенные годы окончил Сталинградский морской клуб, преемницей которого в последующем стала Волгоградская морская школа, получив специальность моториста торпедных катеров. Но воевать ему довелось в морской пехоте. Командуя взводом, а затем ротой морских пехотинцев он снискал славу бесстрашного командира. Его бойцы всегда выходили победителями в неравных схватках с врагом. За героизм и мужество отважный офицер был удостоен высшего знака отличия СССР. После окончания войны служил в рядах Вооруженных Сил, а выйдя в отставку активно участвовал в военно-патриотическом воспитании курсантов школы. Награжден Почетным Знаком ДОСААФ.
При подведении итогов соревнования учитываются показатели группы во всех сферах полезной деятельности.
В учебной организации широко используются и различные формы поощрения передовых курсантов: награждение грамотами, занесение в Книгу Почета школы, вручение призывнику личной фотографии, на которой он снят на фоне развернутого Андреевского флага.
Большое внимание так же уделяется профессиональной ориентации призывников на военно-учетные специальности Военно-морского флота. Стало доброй традицией проведение дней открытых дверей. Перед посетителями предстает жизнь учебной организации. На учебных местах присутствующие рассматривают многочисленные наглядные пособия, тренировочные устройства, модели боевых кораблей, всевозможные морские атрибуты. Посещают уголок славы, где представлены многочисленные грамоты, приветственные адреса, кубки, спортивные трофеи, экспонаты рассказывающие о жизнедеятельности учебной организации и боевых традициях военных моряков. У многих парней в этот момент и зарождается желание овладеть навыками военно-морского дела и служить на флоте. И не исключена вероятность, что в недалеком будущем они станут курсантами Волгоградской морской школы РОСТО (ДОСААФ), а приобретенная ими здесь флотская специальность поможет им стать настоящими моряками.
При школе создан и пользуется большим успехом у молодежи военно-патриотический клуб «Тайфун», в котором азы морского дела постигают подростки в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет.
Самое пристальное внимание уделяется спортивной работе. Многие годы здесь работает секция водно-моторного спорта. Команда школы – неоднократный чемпион и призер областных и всероссийских соревнований, обладатель Кубка России.
Успехи серьезные. Но коллектив школы не собирается останавливаться на достигнутом и полон решимости идти дальше вперед, добиваясь еще больших высот в повышении качества и эффективности подготовки специалистов для Флота России.